пятница, 14 мая 2021 г.

Blame! Переподчинение процесса

(по мотивам манги Нихэя Цутому «Blame!» и альбома Totakeke «Digital Exorsict»
 
Срок жизни проще записывать в шестнадцатеричной форме. Больше шансов, что на это хватит разрядности местных средств вывода. Единственный источник света — блеклый экран карманного терминала. Оператор держит устройство перед собой: приходится зажимать пальцем металлический «язычок» контактной пластины чудом уцелевшего дата-кабеля. С момента начала восстановления данных прошло уже больше 17633880 часов…

…point two. It all seemed harmless…


Модулированный голос в записи упрямо и безнадежно повторяет одну и ту же фразу. Как будто добиться, чтобы его услышали — это единственная по-настоящему важная задача, которая осталась в жизни обладателя голоса. Несколько секунд спустя нарастает шум, в котором можно различить одновременно дребезг контактов в гарнитуре портативной радиостанции, лязг гусениц и мерный рокот лопастей десантного вертолета. Вслед за шумом приходит звук. Очерчивает мир в разгаре техноэлектронной катастрофы...  
 
...he is trying to apply his program off plan! We have to stop him! Stop…
…so the abomination day has become…

...или, наоборот — пост-постапокалиптический мир, который держится на бессистемных воспоминаниях и рутинах просто потому, что не осталось уже никого, кто мог бы задуматься — а нужны ли эти рутины? Для чего они? Где теперь то общество, для которого они были предназначены? Где тот мир, где они были функциональны? Где все те, кто разрабатывал алгоритмы и протоколы для Сети, к которой подключен карманный терминал, зажатый в руках безымянного оператора? Ничего этого уже нет.

...his mind is alien to me…
…what could happen if we plug him in, but I have to try…


Оператор не знает своего прошлого, как не знает и своего будущего. Он не узнает голос. Он только ищет фрагменты забытого алгоритма, не в силах догадаться о значении символов, возникающих в поле зрения. Понятийный аппарат, необходимый для того, чтобы дать символам имена — отсутствует в разуме оператора. Он пережил общество, которое его породило. Так же, как и город вокруг него — пережил своих архитекторов.

...created a virus with face...
...a human computer…


Одна и та же фраза будет возникать снова и снова, но никто никогда не узнает, что это было. Формула? Координаты? Частота радиоканала? Позывные? Модуляция голоса не позволяет перешагнуть языковой барьер. Кажется, фоновый звук в записи несет в себе больше смысла, чем обрывки слов, полные отчаяния и гнева. Он то смешивается со скрежетом, хрипами, шорохами, которыми всегда полон древний город, то сливается с нервным гулом вентиляторов систем охлаждения и проваливается в белый шум на всех доступных частотах. Как будто тот, кто некогда сделал запись, знал, каким станет город в далеком будущем. И, будучи не в силах запечатлеть облик бесконечно разрастающегося левиафана из металла, бетона и проводов, нашел способ воссоздать его дыхание.

…but if he dies - it's unforgivable. Take care of him. Please…

Оператор встает. Осторожно разминает затекшее запястье. Поправляет фиксатор на рукаве. Над суставами пальцев синтетическая кожа давно уже лопнула и повисла лохмотьями. Корпус разъема на виске оплавился и потерял форму. Чтобы запустить процесс регенерации, нужно выйти из режима энергосбережения. Оператор спрашивает себя: что проще - найти брикет «вечного» армейского рациона или исправный генератор? Кажется, это уже не важно — отвечает он сам себе. Все равно придется продолжать поиски.

…thirty point one.

В конце девятой расшифрованной записи внезапно его собственный голос, завершая формулу, отвечает кому-то на полузабытом техническом языке. Запись оборывается. Больше ничего нет. Не оборачиваясь, оператор выходит из помещения бывшей радиоточки. Прошлое слишком давно распалось на части и вернулось к праху, из которого когда-то вышло. Старые, старые данные навсегда утратили смысл. За спиной оператора экран карманного терминала гаснет. Усталый исковерканный мир наконец-то погружается в темноту. 
 
 

Gaell.12
Самара, 2019
 
 
Текст написан для паблика Voice Of NetSphere
 
 
 
 

2 комментария: