воскресенье, 27 декабря 2020 г.

Город и люди. Blade Runner 2019

Blade Runner 2019

Авторы – Майкл Грин, Майк Джонсон, Андрес Гинальдо
ИздательствоTitan Comics, 2019-2020

Комикс «Blade Runner 2019» мне посоветовали где-то с год назад и поначалу я отнеслась к нему настороженно. С одной стороны, я более-менее помню старый фильм, а с другой - все-таки на мой взгляд в «старом» киберпанке слишком мало человечности и надежды. Вернее они есть, да. Но мне всякий раз кажется, что авторы показывают эти неотъемлемые качества человеческй натуры – как какую-то случайную мутацию, внезапную и нестойкую, оставляющую за собой кислое послевкусие очередного разочарования в себе подобных. 

В том, что касается самой истории (про достижения и регалии авторов Titan Comics пишут довольно много), официальная аннотация довольно-таки скупа: где-то в Лос-Анджелесе у какого-то детектива новое дело. И дело это – о похищении. Пожалуй, если бы не графика, я бы так и не собралась открыть и почитать комикс. А зря, потому что... 

Во-первых — графика тут и впрямь хороша. Ракурсы, цвета, динамика кадра, перспектива и много-много окружающего пространства — здесь есть все то, чего мне часто не хватает в современных веб-комиксах. Очень детально проработанные лица и позы. Настолько, что иногда выражение лица и наклон головы говорит о персонаже больше, чем слова, сказанные вслух. И, конечно же, город. «Blade Runner 2019» – это еще одна история, где город честно можно считать самостоятельным персонажем. И он неизмеримо больше всех вольных и невольных участников этой истории вместе взятых. Настолько, что все то, что происходит на страницах комикса, с точки зрения города выглядит мимолетным и эфемерным, все это тонет в потоках дождя и теряется в тумане. Но, в то же время, даже будучи слишком огромным, чтобы солнечный свет достигал первых этажей зданий, будучи бесстрастным до равнодушия и равнодушным до жестокости, каким-то чудом этот город не отвергает даже самых неудачливых своих обитателей.

Во-вторых – сама история. Признаюсь, я не очень хорошо знакома с киберпанком как жанром. Но у меня создалось впечатление, что авторы часто играют на контрасте, показывая только граничные значения: либо маргиналы всех мастей, либо владельцы мега-корпораций (причем первые обычно оказываются вовлечены в дела вторых, и дальше все заверте…). Ну да, высокие технологии плюс низкий уровень жизни. Все остальное — скорее удел научной фантастики. И в этом смысле «Blade Runner 2019», как и «Ghost In The Shell: Standalone Complex» и правда куда ближе к НФ, чем к киберпанку, потому что дает возможность взглянуть на окружающую реальность глазами тех, кому в равной степени далеко и до «золотых» вершин, и до глубин социального дна. 

Как и любое фантастическое произведение, будучи историей о людях и их жизни, «Blade Runner 2019» – это история о выборе и о том, как потом жить, зная, что, возможно, ты выбрал не ту сторону, какую стоило бы. А еще — это история о том, что иногда за наши решения расплачиваются совсем другие люди, и о том, как нам самим приходится платить по чужим счетам. И, конечно же, эта история продолжает задавать вопрос, который был задан еще в том, старом фильме «Blade Runner». Кого можно считать живым? Где проходит разница между человеком и машиной? Кого вообще можно считать человеком? 


 

___ 

Gaell.12, Самара 2020


Оригинал комикса можно приобрести в электронном виде на сайте Titan Comics

Наш перевод можно найти на онлайн манга-читалках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий