Предисловие от Nakao Technical Archive
Текст по материалам летнего челленджа "Раскадровка комикса" с незначительными сокращениями перенесен из поста в дайри (diary.ru) с разрешения автора.
По заданию челленджа нужно было нарисовать одностраничные комиксы по заготовленным схемам раскадровки. Правило одно: пропорции кадров менять нельзя!
Ниже можно посмотреть все схемы, с которыми работали участники челленджа. Шестая и седьмая идут как варианты на одно задание, можно выбрать. Текст можно было добавить по желанию, в любой форме.
Ner-Tamin. Раскадровка комикса
Итак, первая схема и моя картинка по ней.
На этот раз ради разнообразия порисую про космос. Обещала, что буду немножко рассказывать про раскадровку, так что исполняю обещание.
У меня есть теория, что пространство страницы для художника комикса - это время. Чем больше пространства дано какому-либо событию, тем более оно значимо, тем больше времени на него выделено. При этом это и время, которое читатель рассматривает кадр, и внутреннее время истории.
На раскадровке сегодня кадры одного размера, горизонтальные. Это значит, что события относительно длительны во времени и равноценны: все, что происходит, одинаково важно. Неторопливое движение камеры сквозь пространство, медленное развитие, равнозначные события в разных точках пространства - все это может быть показано с помощью такой раскадровки.
Итак, вторая схема и моя картинка по ней.
Смотрите, теперь у нас два кадра: один побольше, а другой поменьше.
Размер кадра в комиксах обычно зависит от важности происходящего. Логично, что более важное занимает больше места. В данном случае показать героя в сцене и пространство вокруг мне важнее, чем дать портрет, и кадры распределяются соответственно. Кроме того, если бы я сделала иначе, мне бы просто не хватило места в маленьком кадре для того, чтобы понятно нарисовать среду.
Еще мы можем управлять ощущением "длительности" происходящего в кадре, работая с композицией и наполняя рисунок деталями. Множество деталей и элементов требует больше времени на изучение, следовательно, сложно организованный кадр будет ощущаться более долгим.
Итак, третья схема и моя страничка по ней.
У нас есть горизонтальный кадр и три вертикальных, одинакового размера. Я решила использовать схему так: в верхнем горизонтальном кадре показать сцену, а в нижних кадрах поработать с персонажем и пространством.
Такие наборы равных по размеру кадров, как внизу, в раскадровке часто используются для отображения фаз действия: размер и расположение подчеркивают, что действие последовательное. Нужно только выбрать наиболее выразительные моменты действия по числу кадров и зарисовать их. Например, есть ситуация "человек пьет чай". Мы раскладываем ее на части: человек сидит за столом, на столе кружка; человек берет кружку в руку; человек подносит кружку ко рту; человек делает глоток; человек реагирует на вкус-температуру; человек отводит руку с кружкой и т.д. Потом выбираем наиболее важные части и фиксируем их. Примерно то же самое я сделала с персонажем в данном случае.
Еще хотела сказать пару слов о пространстве. Смотрите, у кадра есть не только плоскость переднего плана, но и глубина. Поэтому вы не ограничены направлениями влево-вправо-вверх-вниз, можно еще работать с тем, что внутри.
Четвертая схема и моя страничка по ней.
У нас здесь два горизонтальных кадра и три вертикальных, одинакового размера. Все привычно и знакомо, я использую схему так: два кадра отдаю для пространства и горизонтального движения, и три кадра для фаз одного действия. Верхний и нижний горизонтальные кадры дают представление о том, что параллельно происходит во внутреннем пространстве героя и во внешнем мире.
Еще хочется сказать пару слов про края кадра и персонажей. Кадр на странице - это с одной стороны элемент, подчиненный общей композиции страницы и разворота. С другой стороны, это самостоятельная маленькая картинка, и правила тут такие же, как и всегда. Кадрирования это тоже касается! На обычной картинке не рекомендуется краем формата разрезать персонажа по соединительным узлам или осевым линиям. Значит, и в кадре комикса этого лучше не делать. Край кадра не должен проходить по суставам тела героя, по линии талии или по шее, лучше ставить его в более нейтральную позицию: на середину торса, на середину бедра и т.д.
Пятая схема и моя страничка по ней.
Больше, больше! Сейчас у нас два горизонтальных кадра разного размера и три совсем маленьких, одинакового размера. Я использую верхний кадр для того, чтобы вписать в него фигуру и люк, из-за пропорций кадра и из-за того, что начальное положение персонажа в среде для меня более важно, чем все остальное. Следующий горизонтальный кадр, более узкий, идет под движение от люка и кривую троса. Ну, и с маленькими все понятно: что тут еще можно разместить, кроме крупного плана или деталей?
Вообще такую раскадровку можно использовать и классическим способом: сделать из нее начало сцены. В этом случае в верхний кадр помещается панорама места действия, в следующий - чуть более крупный план на участке с героями, и в маленьких - взаимодействие героев крупным планом.
Шестая схема и моя страничка по ней.
Сегодня выкладываю шестую схему, в двух вариантах: семь кадров и девять кадров.
Я выбрала схему, в которой семь кадров, и обошлась с ней ожидаемым образом: поместила в горизонтальный кадр пространство, а в остальные - кусочки действия. Чтобы было не так уныло, и чтобы разнообразить работу камеры, добавила в сцену наблюдателя. Довольно часто встречается вариант, в котором в горизонтальный кадр помещают общий план сцены, а в маленьких кадрах показывают мелкие детали, важные для понимания ситуации, атмосферы и т.п.
Так, последняя схема и моя страничка по ней.
У нас три вертикальных кадра одинакового размера. У кадров очень выразительное соотношение длины и ширины, которое просит объект соответствующих пропорций или действие, развивающееся по вертикали. Я взяла фигуру человека, вытянутые стебли растений, взлетающую ракету, и старалась разместить все это так, чтобы появился ритм и пятна одного тона в кадрах занимали разное количество места.
Такие вытянутые кадры очень любят в экшен-комиксе: они относительно короткие по времени, напряженные, с выразительными и острыми диагоналями.
Спасибо большое за подробное объяснение с иллюстрациями. Очень полезное и удобное для понимание пособие)
ОтветитьУдалить^_^
УдалитьЕсли интересно, то вот сейчас у Юлии Ner-Tamin (автора статьи) есть два паблика в ВК.
1. Ее личный - https://vk.com/thewizardsjourneys
2. Их совместный с Юлией Тар - https://vk.com/mooncourses